Алексей Дэлль-Василевский: "Мы затеяли снимать фильм"

Драматург, писатель и актер Алексей Дэлль Василевский собирается снимать фильм – «Уравнение Шредингера», в самое ближайшее время. Это и стало поводом для интервью с этим неординарным человеком.

 

Здравствуйте, Алексей. Расскажите, вкратце, о том, что Вас привело в мир театра, драматургии?

Я учился в Саратове. Закончил СГУ. Занимался поиском и разведкой нефтяных местонахождений. Работал я  в западном Казахстане. В то время, когда я там работал, мои пьесы шли в основном в Сибири. Потом так получилось, что я ушел из геологии и начал заниматься театром в чистом виде. Меня позвал, тогда еще режиссер саратовского драматического  театра, Дзекун Александр – сыграть  Шатова  в «Бесах»  Достоевского, а потом репетиции прекратились над этим спектаклем, и я сыграл  герцога в пьесе М.И. Цветаевой «Фортуна». Практически сразу уйдя из театра, я организовал общественную организацию «Остров театр», которую учредили народная артистка СССР Ермакова В.А и Народный артист России –  Галко Александр Григорьевич. Членами этой организации являются такие  люди как Табаков О.П , Гельман А.И… Основана организация в 1995 году. Цель: поиск и разведка новых форм в визуальном искусстве на пороге 3-го тысячелетия. Фестивальные циклы под названием «Остров театр» и «IT-театр» распространились по всему миру. Моя деятельность в современном искусстве заключается в постоянной смене жанров.

На фото: А.Василевский и Анастасия Гуровская

А какой у Вас любимый жанр? 

Мультипликация.

С детства мечтали стать актером?

У меня мой дед – Василевский А.Г.,   был знаменитым заслуженным артистом России. Я сознательно пошел в геологию. А в детстве мечтал стать писателем. Прекрасно помню моменты – я садился за пишущую машинку деда. И, с тех пор, я хотел быть писателем. Имея сильную связь с Хемингуэем,  старался быть всю жизнь на него похожим. Когда я рос, то Куваев Олег( роман «Территория»)  был мой основной писатель, он был геолог.

Какой Вы считаете лучший роман 3-го столетия?

«Мастер и Маргарита»,  роман «Потоп» Роберта Пенна Уоррена, «Острова в океане» Эрнеста Хемингуэя, «Осень патриарха» Г.Г. Маркеса.

На фото: А.Василевский и Анастасия Гуровская

В «Мастере и Маргарите» кого Вы бы хотели сыграть? Какого героя? 

С этим произведением опасно иметь дело. Я один раз сыграл Шервинского  в пьесе  М.А Булгакова «Дни Трубиных», но у меня сложные были отношения с Михаилом Афанасьевичем в ту пору. И меня начали преследовать неприятности, и  на сцену я так и не вышел.

Сейчас Вы чем занимаетесь?

Сейчас мы затеяли  снимать фильм. Я написал в Москве  сценарий. Фильм называется «Уравнение Шредингера». И снять его хотелось бы быстро.

С чем это связано?

Это связано с тем что из действующих лиц  как это дико не звучит – Ю. Гагарин. И не хочется раскрывать всех деталей, потому что, если этот фильм снять – он вызовет достаточно сильный общественный резонанс.

Расскажите поподробнее о фильме.

Мне не хочется рассказывать эту историю. Если вы настаиваете – есть трейлер. Если набрать в поисковике Алексей Дэлль Василевский, то можно увидеть трейлер этого фильма. По мотивам живописи Дали. Это точно в фильм войдет.

Что Вы хотите добиться  этим фильмом?

Мне хотелось бы сделать фильм, который проведет весьма тонкую грань, где зрители смогут увидеть: кто в этом обществе настоящий псих, а кто нет.

На фото: Анастасия Гуровская

Сколько Вы написали пьес? 

Я написал 23 пьесы. И всегда моей задачей было, что бы в пьесе не было дураков. Исходя из этого, Табаков О.П. заказал мне пьесу по «господам Головлевым» Салтыкова-Щедрина. И я с ним 10 лет над этим работал. Много узнал при написании  об этой эпохе и о чернокнижной литературе. Дело в том, что это тяжело написать, мягко говоря,  и там нет драматургии, поэтому просто приходилось придумывать новых персонажей. Сейчас пьесу играют во МХАТе.

Почему именно к Вам обратился Олег Табаков?

Потому что он до этого читал мои пьесы, и видел, что дураков там нет вообще. Если отойти от упрощенной схемы персонажей,  которая сейчас процветает на телевидении, то, я считаю, режиссеры могут приподнять планку, совершенно рухнувшую последнее время.

Упомянули о Гагарине в начале беседы…

История о Ю.А.Гагарине – весьма распространенная в народе. И, если на то пошло, то он же умер не совсем так, как это выдает СМИ. Алексей Леонов уже давно дал на эту тему интервью, в котором говориться,  что есть трагические несовпадения в версии гибели космонавта.

А есть и то, что он плеснул генсеку в лицо шампанское – и оказался в психбольнице до конца своих дней, в Саратове. И в наше время то, что происходит за той стеной – это же кошмар.

В каких странах, городах Вы ставили ваши пьесы?

Моя пьеса «Трамплин в преисподнюю» игралась в Америке давно, кажется в 89 году. Я, собственно, вынужден там был играть главного героя – заболел артист . В Европе, например, последняя  роль в театре у Питера Устинова – великого писателя и президента «Юнисеф» – была  в моей пьесе «Искушение святого Антония», он играл Сальвадора  Дали. Я сам с детства увлекаюсь творчеством этого художника, и мой главный проект называется «Гон».

В Испании не были?

Был конечно. В Испании  как раз «Гон» имел там турне в 2004 году, а презентация  была в оперном театре  в 2004 году. Называлось шоу  «Гон». Есть роман «Остров Театр» - жанр такой. В 2000 году  у меня была возможность представить роман на  первой Интернет-конференции. И в 2001 году на книжной ярмарке в Москве я взял так называемого книжного Оскара  и с тех пор мы тащим эту идею нео-концептуализма, т.е. началось все с фестиваля, а окончилось диском. В 2003 году, перед тем как Буш объявил ультиматум Хусейну, тогда еще. У нас на первом канале в передаче Диброва был прямой эфир с этой концепцией – придумали проект, называется «новый проект всемирный мультимедийный  библиотеки». Я хотел на собственном примере показать, как можно по другому синтезировать жанр . Просто что сейчас происходит в Интернете, насколько я знаю, в библиотеке Google - это обычное сканирование текстов,  а у нас предлагается каждый раз режиссерская концепция книги, 30 наименований в этом проекте. Поэтому у меня поиски жанра в искусстве  которыми я занимаюсь, ведут к тому что бы найти «universal» 20 столетия.  

Где Вы берете костюмы для своих пьес?

Когда я был в театре, то все непосредственно шилось в театре, а когда ушел, то я сам пошил себе несколько костюмчиков.

Над каким проектом, все же, Вы трудитесь именно сейчас?

Над фильмом «Уравнение Шредингера».

Как осущевляется и ведется подборка актеров?

Первоначально, когда он должен был сниматься в августе фильм, согласие сыграть Ю.Гагарина дал Кейт Ричардс, гитарист «Ролинг Стоунз». Мы  с  командой, с которой я обычно работаю, послали сценарий, он откликнулся и согласился бесплатно сыграть роль. Но к августу ничего не получилось с деньгами, и если он не согласиться, то я хочу пригласить на роль Ю.А. Гагарина Юрия Ивановича Каюрова - старейшего артиста саратовского театра. Он играл Ленина. И идея была взять саратовских артистов. Сосновский согласился играть, Жарков Алексей, Петр Мамонов. Главную женскую роль сыграет Анастасия Гуровская – «Василиса Прекрасная».

На фото: Надежда Попова, Кристина Образцова и Анастасия Гуровская

А где будут проходить съемки ?

Они будут проходить в нашей области и непосредственно  в Москве.

Я с 94 года тешу идею воплощения Генриха Белл «Бильярд в половине десятого». Там и Лолита Милявская снималась, и из того, что мы там насняли – уже можно монтировать фильм, но всему свое время, т.к это требует решения эстетических проблем, потому что роман никогда не экранизировался. Есть и много других проблем.

А чтобы снять натуру к этому фильму – католические храмы Поволжья, мы сделали экспедицию от верховий Волги до Астрахани и сняли то, чего сейчас вообще нет. В Германии это вызвало глубокий резонанс и эта идея переедет в этот фильм.

Как прошло Ваше детство?

Поскольку я из театральной семьи и отдыхал в доме отдыха ВТО (Всероссийское Театральное Общество) маленьким ребенком и там были и Высоцкий и Корнев … У многих была трагическая судьба…  Некоторые сыграли в моих пьесах. Я переживал как личную трагедию, когда спалили дом актера в Москве. Поскольку там жизнь моя прошла. И я застал золотой период театра,  когда драматургия начала определять себе определенную свободу. Первые мои 3 пьесы запретили сразу. Первая называлась - «Святой», сюжет такой: карантин тюремный, там сидят люди и у каждого своя судьба. Это похоже может быть на произведение  Василия Макаровича Шукшина  «По утру они проснулись», но в данном случае речь шла о том, что параллельно показывался мир двойников этих персонажей на свободе. И ее запретили сразу. Потом была «Стена» в хабаровском драмтеатре ..а третья  пьеса – «Привет участникам погрома!»  ...нас всех заграбастали в КГБ, сразу после премьеры. Это было в 1990 году. Тогда возникла совсем иная драматургия, которая тогда попала в тему.

Я работал на производстве и у меня была возможность питаться этой энергией тяжелого производства  и встречать людей «живых». А потом мне это стало неинтересно, я  сразу и сознательно ушел  в театр абсурда, некоторые критики говорили, что я из-за этого сломал себе карьеру, но я так не считаю. После чего был цикл совершенно отвязанных пьес, которые я бы сейчас не стал писать абсолютно. Это цикл клоунады такой. А потом я с театром расстался вообще и начал писать прозу. И написал три больших романа. Это были – «Гон», «Сердце Синатры», второе название «Марихуана»  и «Роман в СМС», который заканчивается сценарием  фильма, который мы и собираемся снимать.

Поскольку у этого романа есть судьба, и его тогда искала прокуратура, у меня в квартире делали обыски и вокруг этой истории вообще была куча прессы. И роман, в общем-то, получился весь натуральный.

А насчет театра, я хотел бы сказать то, что сейчас происходит с театром по сравнению с тем периодом – это полная тишина и полный штиль, если не сказать смерть театра. Театр отражает действительность происходящего вокруг сейчас. Мне допустим не выгодно говорить о том какой был МХАТ при Ефремове, и какой сейчас при Табакове, потому что Табаков пришел во МХАТ и действовал согласно времени. Что сейчас происходит в современной драматургии? Наш театр совершенно как-то забыл целый пласт пьес, которые по своей психологичности были гораздо выше, нежели сейчас. И мне вся эта ситуация в театре стала совершенна не интересна  Поэтому возникает возможность выехать на кинематографе, и мы стараемся все наши мультимедийные разработки и усилия посвятить тому, что бы развить и снять наш фильм.

На фото: Кристина Образцова , Надежда Попова и Анастасия Гуровская

Алексей расскажите о Ваших увлечениях помимо драматургии?

Последние годы я развивал собственный спорт. Это боевое пятиборье. За доспехи к этому спорту я взял золотую медаль во всемирной выставке спортивного снаряжения в Москве в 2004 году. Доспехи кожаные, на хоккейной базе. Этот спорт является клубом закрытым единоборств. Лицом этого центра является коррида с кабаном не меньше 250 кг. И никаких там битв нет. Это закрытая  зона.

Раньше я разводил русских  гончих собак. Сейчас я восстанавливаю старинный шведский корабль верфи «Свон»… ему 140 лет. Восстанавливаю для того, что бы на нем самому записать голоса китов.

Какие у Вас  планы на будущее ?

Снять и смонтировать этот мой фильм за 3 месяца. Фильм мы ориентируем на фестиваль в Каннах.

Восстановить корабль. А осенью  я планирую доплыть до Ейсуа с помощью корабля «Юрий Никулин», а потом  хочу отправиться в плавание по Средиземному морю.

Алексей, спасибо за интересную беседу.

 

Беседовала  Екатерина Долгополова