Алексей Дэлль-Василевский: "Мы затеяли снимать фильм"
Драматург, писатель и актер Алексей Дэлль Василевский собирается снимать фильм – «Уравнение Шредингера», в самое ближайшее время. Это и стало поводом для интервью с этим неординарным человеком.
Здравствуйте, Алексей. Расскажите, вкратце, о том, что Вас привело в мир театра, драматургии?
Я учился в Саратове. Закончил СГУ. Занимался поиском и разведкой нефтяных местонахождений. Работал я в западном Казахстане. В то время, когда я там работал, мои пьесы шли в основном в Сибири. Потом так получилось, что я ушел из геологии и начал заниматься театром в чистом виде. Меня позвал, тогда еще режиссер саратовского драматического театра, Дзекун Александр – сыграть Шатова в «Бесах» Достоевского, а потом репетиции прекратились над этим спектаклем, и я сыграл герцога в пьесе М.И. Цветаевой «Фортуна». Практически сразу уйдя из театра, я организовал общественную организацию «Остров театр», которую учредили народная артистка СССР Ермакова В.А и Народный артист России – Галко Александр Григорьевич. Членами этой организации являются такие люди как Табаков О.П , Гельман А.И… Основана организация в 1995 году. Цель: поиск и разведка новых форм в визуальном искусстве на пороге 3-го тысячелетия. Фестивальные циклы под названием «Остров театр» и «IT-театр» распространились по всему миру. Моя деятельность в современном искусстве заключается в постоянной смене жанров.
На фото: А.Василевский и Анастасия Гуровская
А какой у Вас любимый жанр?
Мультипликация.
С детства мечтали стать актером?
У меня мой дед – Василевский А.Г., был знаменитым заслуженным артистом России. Я сознательно пошел в геологию. А в детстве мечтал стать писателем. Прекрасно помню моменты – я садился за пишущую машинку деда. И, с тех пор, я хотел быть писателем. Имея сильную связь с Хемингуэем, старался быть всю жизнь на него похожим. Когда я рос, то Куваев Олег( роман «Территория») был мой основной писатель, он был геолог.
Какой Вы считаете лучший роман 3-го столетия?
«Мастер и Маргарита», роман «Потоп» Роберта Пенна Уоррена, «Острова в океане» Эрнеста Хемингуэя, «Осень патриарха» Г.Г. Маркеса.
На фото: А.Василевский и Анастасия Гуровская
В «Мастере и Маргарите» кого Вы бы хотели сыграть? Какого героя?
С этим произведением опасно иметь дело. Я один раз сыграл Шервинского в пьесе М.А Булгакова «Дни Трубиных», но у меня сложные были отношения с Михаилом Афанасьевичем в ту пору. И меня начали преследовать неприятности, и на сцену я так и не вышел.
Сейчас Вы чем занимаетесь?
Сейчас мы затеяли снимать фильм. Я написал в Москве сценарий. Фильм называется «Уравнение Шредингера». И снять его хотелось бы быстро.
С чем это связано?
Это связано с тем что из действующих лиц как это дико не звучит – Ю. Гагарин. И не хочется раскрывать всех деталей, потому что, если этот фильм снять – он вызовет достаточно сильный общественный резонанс.
Расскажите поподробнее о фильме.
Мне не хочется рассказывать эту историю. Если вы настаиваете – есть трейлер. Если набрать в поисковике Алексей Дэлль Василевский, то можно увидеть трейлер этого фильма. По мотивам живописи Дали. Это точно в фильм войдет.
Что Вы хотите добиться этим фильмом?
Мне хотелось бы сделать фильм, который проведет весьма тонкую грань, где зрители смогут увидеть: кто в этом обществе настоящий псих, а кто нет.
На фото: Анастасия Гуровская
Сколько Вы написали пьес?
Я написал 23 пьесы. И всегда моей задачей было, что бы в пьесе не было дураков. Исходя из этого, Табаков О.П. заказал мне пьесу по «господам Головлевым» Салтыкова-Щедрина. И я с ним 10 лет над этим работал. Много узнал при написании об этой эпохе и о чернокнижной литературе. Дело в том, что это тяжело написать, мягко говоря, и там нет драматургии, поэтому просто приходилось придумывать новых персонажей. Сейчас пьесу играют во МХАТе.
Почему именно к Вам обратился Олег Табаков?
Потому что он до этого читал мои пьесы, и видел, что дураков там нет вообще. Если отойти от упрощенной схемы персонажей, которая сейчас процветает на телевидении, то, я считаю, режиссеры могут приподнять планку, совершенно рухнувшую последнее время.
Упомянули о Гагарине в начале беседы…
История о Ю.А.Гагарине – весьма распространенная в народе. И, если на то пошло, то он же умер не совсем так, как это выдает СМИ. Алексей Леонов уже давно дал на эту тему интервью, в котором говориться, что есть трагические несовпадения в версии гибели космонавта.
А есть и то, что он плеснул генсеку в лицо шампанское – и оказался в психбольнице до конца своих дней, в Саратове. И в наше время то, что происходит за той стеной – это же кошмар.
В каких странах, городах Вы ставили ваши пьесы?
Моя пьеса «Трамплин в преисподнюю» игралась в Америке давно, кажется в 89 году. Я, собственно, вынужден там был играть главного героя – заболел артист . В Европе, например, последняя роль в театре у Питера Устинова – великого писателя и президента «Юнисеф» – была в моей пьесе «Искушение святого Антония», он играл Сальвадора Дали. Я сам с детства увлекаюсь творчеством этого художника, и мой главный проект называется «Гон».
В Испании не были?
Был конечно. В Испании как раз «Гон» имел там турне в 2004 году, а презентация была в оперном театре в 2004 году. Называлось шоу «Гон». Есть роман «Остров Театр» - жанр такой. В 2000 году у меня была возможность представить роман на первой Интернет-конференции. И в 2001 году на книжной ярмарке в Москве я взял так называемого книжного Оскара и с тех пор мы тащим эту идею нео-концептуализма, т.е. началось все с фестиваля, а окончилось диском. В 2003 году, перед тем как Буш объявил ультиматум Хусейну, тогда еще. У нас на первом канале в передаче Диброва был прямой эфир с этой концепцией – придумали проект, называется «новый проект всемирный мультимедийный библиотеки». Я хотел на собственном примере показать, как можно по другому синтезировать жанр . Просто что сейчас происходит в Интернете, насколько я знаю, в библиотеке Google - это обычное сканирование текстов, а у нас предлагается каждый раз режиссерская концепция книги, 30 наименований в этом проекте. Поэтому у меня поиски жанра в искусстве которыми я занимаюсь, ведут к тому что бы найти «universal» 20 столетия.
Где Вы берете костюмы для своих пьес?
Когда я был в театре, то все непосредственно шилось в театре, а когда ушел, то я сам пошил себе несколько костюмчиков.
Над каким проектом, все же, Вы трудитесь именно сейчас?
Над фильмом «Уравнение Шредингера».
Как осущевляется и ведется подборка актеров?
Первоначально, когда он должен был сниматься в августе фильм, согласие сыграть Ю.Гагарина дал Кейт Ричардс, гитарист «Ролинг Стоунз». Мы с командой, с которой я обычно работаю, послали сценарий, он откликнулся и согласился бесплатно сыграть роль. Но к августу ничего не получилось с деньгами, и если он не согласиться, то я хочу пригласить на роль Ю.А. Гагарина Юрия Ивановича Каюрова - старейшего артиста саратовского театра. Он играл Ленина. И идея была взять саратовских артистов. Сосновский согласился играть, Жарков Алексей, Петр Мамонов. Главную женскую роль сыграет Анастасия Гуровская – «Василиса Прекрасная».
На фото: Надежда Попова, Кристина Образцова и Анастасия Гуровская
А где будут проходить съемки ?
Они будут проходить в нашей области и непосредственно в Москве.
Я с 94 года тешу идею воплощения Генриха Белл «Бильярд в половине десятого». Там и Лолита Милявская снималась, и из того, что мы там насняли – уже можно монтировать фильм, но всему свое время, т.к это требует решения эстетических проблем, потому что роман никогда не экранизировался. Есть и много других проблем.
А чтобы снять натуру к этому фильму – католические храмы Поволжья, мы сделали экспедицию от верховий Волги до Астрахани и сняли то, чего сейчас вообще нет. В Германии это вызвало глубокий резонанс и эта идея переедет в этот фильм.
Как прошло Ваше детство?
Поскольку я из театральной семьи и отдыхал в доме отдыха ВТО (Всероссийское Театральное Общество) маленьким ребенком и там были и Высоцкий и Корнев … У многих была трагическая судьба… Некоторые сыграли в моих пьесах. Я переживал как личную трагедию, когда спалили дом актера в Москве. Поскольку там жизнь моя прошла. И я застал золотой период театра, когда драматургия начала определять себе определенную свободу. Первые мои 3 пьесы запретили сразу. Первая называлась - «Святой», сюжет такой: карантин тюремный, там сидят люди и у каждого своя судьба. Это похоже может быть на произведение Василия Макаровича Шукшина «По утру они проснулись», но в данном случае речь шла о том, что параллельно показывался мир двойников этих персонажей на свободе. И ее запретили сразу. Потом была «Стена» в хабаровском драмтеатре ..а третья пьеса – «Привет участникам погрома!» ...нас всех заграбастали в КГБ, сразу после премьеры. Это было в 1990 году. Тогда возникла совсем иная драматургия, которая тогда попала в тему.
Я работал на производстве и у меня была возможность питаться этой энергией тяжелого производства и встречать людей «живых». А потом мне это стало неинтересно, я сразу и сознательно ушел в театр абсурда, некоторые критики говорили, что я из-за этого сломал себе карьеру, но я так не считаю. После чего был цикл совершенно отвязанных пьес, которые я бы сейчас не стал писать абсолютно. Это цикл клоунады такой. А потом я с театром расстался вообще и начал писать прозу. И написал три больших романа. Это были – «Гон», «Сердце Синатры», второе название «Марихуана» и «Роман в СМС», который заканчивается сценарием фильма, который мы и собираемся снимать.
Поскольку у этого романа есть судьба, и его тогда искала прокуратура, у меня в квартире делали обыски и вокруг этой истории вообще была куча прессы. И роман, в общем-то, получился весь натуральный.
А насчет театра, я хотел бы сказать то, что сейчас происходит с театром по сравнению с тем периодом – это полная тишина и полный штиль, если не сказать смерть театра. Театр отражает действительность происходящего вокруг сейчас. Мне допустим не выгодно говорить о том какой был МХАТ при Ефремове, и какой сейчас при Табакове, потому что Табаков пришел во МХАТ и действовал согласно времени. Что сейчас происходит в современной драматургии? Наш театр совершенно как-то забыл целый пласт пьес, которые по своей психологичности были гораздо выше, нежели сейчас. И мне вся эта ситуация в театре стала совершенна не интересна Поэтому возникает возможность выехать на кинематографе, и мы стараемся все наши мультимедийные разработки и усилия посвятить тому, что бы развить и снять наш фильм.
На фото: Кристина Образцова , Надежда Попова и Анастасия Гуровская
Алексей расскажите о Ваших увлечениях помимо драматургии?
Последние годы я развивал собственный спорт. Это боевое пятиборье. За доспехи к этому спорту я взял золотую медаль во всемирной выставке спортивного снаряжения в Москве в 2004 году. Доспехи кожаные, на хоккейной базе. Этот спорт является клубом закрытым единоборств. Лицом этого центра является коррида с кабаном не меньше 250 кг. И никаких там битв нет. Это закрытая зона.
Раньше я разводил русских гончих собак. Сейчас я восстанавливаю старинный шведский корабль верфи «Свон»… ему 140 лет. Восстанавливаю для того, что бы на нем самому записать голоса китов.
Какие у Вас планы на будущее ?
Снять и смонтировать этот мой фильм за 3 месяца. Фильм мы ориентируем на фестиваль в Каннах.
Восстановить корабль. А осенью я планирую доплыть до Ейсуа с помощью корабля «Юрий Никулин», а потом хочу отправиться в плавание по Средиземному морю.
Алексей, спасибо за интересную беседу.
Беседовала Екатерина Долгополова